Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном учреждении – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития
дошкольников.
Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов
можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в
музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность
такого участия?
Практика работы современного детского сада показывает, что
основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным
помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания
музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных
инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждогоребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании
знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки
на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и
режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении
праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных
спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Занятия музыкальной деятельностью
Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы.
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.
Успешное и планомерное взаимодействие музыкальногоруководителя и воспитателя детского сада позволяет добиться цели и задач, сформировать предусмотренные программой умения и навыки и в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что намузыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно, и вы, вместе с детьми, весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку, делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.
Музыкальный руководитель на занятиях музыкальной деятельностью развивает музыкальные способности воспитанников, обучает детей необходимым умениям и навыкам, которые они затем смогут применять в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье, формирует основы музыкального вкуса у воспитанников, обогащая их чувства.
Проведение музыкальных занятий не является монополией
музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.
Готовясь вместе с детьми к занятиям музыкальной деятельностью, воспитатель должен придерживаться следующих правил:
На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
Следить за правильным выполнением детьми движений.
Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховоевосприятие и сосредоточенность.
В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
сидит с безучастным видом;
перебивает исполнение;
дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);
нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, пользуется мобильным телефоном).
Анализ работы музыкальных руководителей выявил, что
активность воспитателя зависит от трех факторов:
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях:
Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;
Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.
Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;
Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее
воспитание детей:
1. Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
2. Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
3. Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
4. Эстетические: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
5. Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Виды музыкальной деятельности:
1. Вводная часть.
2. Слушание музыки.
3. Пение и песенное творчество.
4. Музыкально – ритмические движения.
5. Развитие музыкально – игрового творчества.
6. Игра на детских музыкальных инструментах.
Воспитатель в различных видах деятельности музыкальных
занятиях:
Слушание музыки:
1. -личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2.- следит за дисциплиной;
3. -оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании
наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1.- не участвует во время быстрых опросных упражнений;
2. -в распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
3. -поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную
артикуляцию;
4.- поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя
средства мимической и пантомимической выразительности;
5. -при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных
местах;
Музыкально-ритмические движения и игры:
1.- участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие
рекомендации детям;
2. -дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение -
упражнения на развитие творческой активности детей);
3. -принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок,
хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
4. -корректирует выполнение движений отдельными детьми во время
танца или пляски;
5. -разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя
формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
6. -берет одну из ролей в сюжетной игре;
7.- наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального
занятия.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах:
1.-играет на всех инструментах, которые используются детьми на
музыкальных занятиях.
2.-умеет правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
Праздники и развлечения.
Праздник – это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны, развивают творчество, эстетические и нравственные качества. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть. Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего, красочность оформления, костюмы – все это оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка:
они обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор;
дети приобретают новые знания, а также закрепляют уже имеющиеся у них;
у детей развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности, воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи, а также решаются задачи по гендерному воспитанию детей (пригласить на танец, проводить по окончанию);
совместная подготовка к празднику, общность интересов сплачивают детей, сближают с воспитателем и с музыкальным руководителем;
в играх, танцах, театрализации выявляются и развиваются творческие способности детей.
Основные праздники, которые отмечаются с особой торжественностью, требуют предварительной подготовки.
Следует предусмотреть следующие вопросы:
Разучивание музыкально-ритмического репертуара с детьми.
Подготовка взрослых к празднику.
Организация дня праздника.
Взаимодействие с родителями в связи с организацией и проведением праздников и досугов.
Подготовка подарков к празднику.
Оформление помещения.
Закрепление праздничных впечатлений.
Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Воспитательная работа в связи с наступающим праздником
должна быть четко спланирована. Воспитателю и музыкальному
руководителю необходимо помнить, что подготовка к празднику, сам
праздник и послепраздничные дни — это звенья одной неразрывной
цепи.
Подготовка к празднику должна начаться своевременно, проводиться планово, без спешки, чтобы дети имели возможность постепенно усваивать материал. Это касается и детей и воспитателей, и музыкальных руководителей.
Музыкальный руководитель:
отбирает и разучивает музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно исполнить детям;
намечает и проводит индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми;
обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений,
их художественное исполнение;
настраивает детей на выразительное исполнение;
отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений;
принимает участие в оформлении музыкального зала;
участвует в изготовлении атрибутов и костюмов.
Педагогам необходимо помнить, что нельзя начинатьподготовку и слишком рано, чтобы у детей не пропал интерес к празднику. Важным условием является доступность праздничного материала: если материал дается детям по их силам и возможностям, то и не потребуется длительной подготовки.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобыкаждый ребенок принимал в нем посильное участие. При составлении праздничной программы очень важно предусмотреть участие всех детей — каждый должен себя чувствовать активным членом коллектива. Бывают, однако, случаи, когда наиболее способных детей перегружают, а отстающих совсем отстраняют от выступлений. Это оказывает дурное влияние, как на тех, так и на других. У первых развивается зазнайство, самомнение, у других теряется интерес и появляется неуверенность в своих силах и возможностях в выполнении тех или иных заданий. Необходимо при распределении ролей между детьми учитывать их индивидуальные способности,склонности и интересы. Воспитатели должны быть активными участниками праздника. Они могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Особой теплотой и непосредственностью отличаются те праздничные дни, в которых принимали участие родители.
Этапы работы над праздником:
1 этап – предварительное планирование.
2 этап – работа над сценарием.
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.
4 этап – репетиции.
5 этап – проведение праздника.
6 этап – подведение итогов.
7 этап – последействие праздника.
1. В конце учебного года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздничных мероприятий, и устанавливаются сроки их проведения.
2. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше игр, а музыкальная, речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках.
3. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе
разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.
4. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, группы и т. д. изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
5. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
6. Это подведение итогов. Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты. Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогических совещаниях, где обсуждаются положительные моменты
праздника и допущенные ошибки.
7. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.
Предпраздничная работа взрослых должна быть четко спланирована. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности - каждому поручается определенный участок работы, за который тот отвечает перед праздником и во время проведения его. Одному из воспитателей поручается ведение праздника.
Роль ведущего на музыкальных праздниках
Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Роль воспитателя на праздниках
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак:
1. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
2. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.
3. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
4. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением праздников, когда дети фотографируются).
5. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если
костюмы не определены в сценарии праздника.
6. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную
атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
7. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
Часто встречающиеся ошибки в процессе проведения праздника:
не следует всем взрослым танцевать с детьми, достаточно одного,
кроме хоровода (относительно младших детей);
стараться не вставать спиной к родителям, находить свое место на
празднике справа или слева;
во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом;
все стихи обговариваются, если в этом есть затруднения,обратиться старшему воспитателю;
недопустимо спрашивать детей, кто хочет читать стихи (читать
стихи хотят все);
не используем в речи слово «стишок», говорим – прочитает стихотворение;
неудачное выражение, которое может привести к сутолоке около
ёлки, особенно, для малышей - «подойдите к ёлке», нужно
предложить детям взяться за руки и встать вокруг ёлки;
перед праздником проверить количество стульчиков, атрибутики,
музыкальных инструментов соответственно количеству детей на празднике;
Дед Мороз не должен относить свой «трон» от ёлки во время детских выступлений, удачнее поручить это кому-то;
если предлагаете подарки ли угощения в зале, значит отдайте их детям, именно в зале;
перед выходом в зал детей не должно быть томительного длительного ожидания (чтобы избежать этого, нужно рассчитать время, когда раздать детям праздничные атрибуты и когда приготовиться к выходу).
Закрепление праздничных впечатлений
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель и музыкальный руководителя стремятся закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. По желанию детей на занятиях повторяют некоторые праздничные песни, игры, танцы, инсценировки. Часто дети, не участвовавшие на празднике в каком-нибудь номере, изъявляют желание включиться в него, повторение праздника проходит почти полностью, а гостями бывают сотрудники детского сада. Нередко воспитанники детского сада по прошествии многих лет вспоминают о праздниках в детском саду и о своем участии в них.
На всех этапах подготовки и проведения праздников и
развлечений необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего,
педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с
детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности,
возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.
Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов. И тогда все у нас получится!
Взаимодействие воспитателей и родителей в проведении и организации праздников и досугов
Родители – желанные гости на празднике. Если помещение мало и не может вместить всех гостей, то на каждый праздник выделяется группа родителей, которые приходят с пригласительными билетами. Родители так же могут принять участие в подготовительной работе к празднику. Они помогают в украшении помещения, в оформлении стенной газеты, в изготовлении костюмов и т. д. Всю подготовку следует полностью закончить до наступления праздника.
Таким образом, если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период – дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.
раскрыть » / « свернуть